ВНИМАНИЕ! В браузере Internet Explorer сайт отображается некорректно, ведутся работы по обеспечению совместимости. Работы могут занять значительный период времени, рекомендуем использовать браузеры, поддерживающие современные web-стандарты: Mozilla Firefox, Google Chrome, Яндекс.Браузер, Оpera.

Конфликт интересов при трудоустройстве бывших государственных служащих

Статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) налагает на лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, определенные ограничения, касающиеся их трудоустройства. В целях формирования единообразной практики применения положений закона, Минтруд подготовил Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943), которые ориентированы на бывшего госслужащего, нового и бывшего работодателей.

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих, приняты в целях недопущения возникновения конфликта публичных и частных интересов:

– возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой служащим в качестве будущего места работы;

– неправомерное использование служебной информации, полученной в рамках работы в государственном органе, в интересах новой организации после трудоустройства.

Бывшие служащие при устройстве на новое место работы обязаны:

– сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы;

– представлять работодателю согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, если в их должностные (служебные) обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления учреждением, в которое они трудоустраиваются.

Функции государственного, муниципального (административного) управления (в соответствии с должностными обязанностями) – это полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Работодатели, принимающие на работу бывшего служащего, обязаны при заключении с ним трудового (гражданско-правового) договора сообщать об этом в течении 10 дней по последнему месту его службы.

Для возникновения у нового работодателя такой обязанности необходимо одновременное соблюдение следующих обязательных условий:

1) замещаемая ранее должность служащего включена в перечень, установленный нормативными актами РФ.

Работодатели могут ознакомиться с соответствующими перечнями должностей в справочно-правовых системах, на официальных сайтах государственных органов в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, или в рамках направления официального запроса в государственный орган, в котором бывший служащий проходил службу.

2) со дня увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет. В случае если в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующая обязанность возникает в отношении каждого случая его трудоустройства.

3) с бывшим служащим заключается трудовой договор (независимо от установленного размера оплаты) либо гражданско-правовой договор, стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому составляет более 100 тысяч рублей в течение месяца.

В целях получения разрешения на трудоустройство бывший госслужащий в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего органа, должен обратиться в подразделение кадровой службы органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Для федеральных органов порядок обращения за согласием на трудоустройство регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Обращение составляется в письменной форме и может быть направлено гражданином по почте с заказным уведомлением либо доставлено в государственный (муниципальный) орган лично.

Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении. По итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает решение дать гражданину согласие на замещение должности у нового работодателя либо отказать ему в этом, мотивировав свой отказ.

Если гражданин не согласен с решением комиссии, он вправе обратиться к ней с просьбой о пересмотре этого решения. При нарушении прав и законных интересов гражданина, он имеет право обратиться в органы прокуратуры либо в суд за их защитой.

Порядок уведомления новой организацией бывшего работодателя о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Новому работодателю рекомендуется направлять сообщение так, чтобы у него имелось подтверждение факта его направления: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно бывшему работодателю, с отметкой о получении.

Не стоит забывать о том, что несоблюдение бывшим служащим требования сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы влечет прекращение заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Неисполнение работодателем обязанности при трудоустройстве бывшего госслужащего сообщать об этом представителю нанимателя по последнему месту его службы является правонарушением и влечет административную ответственность.

Специалист – эксперт отдела государственной

службы и кадров, по защите государственной

тайны и мобилизационной подготовке

Управления Росреестра по Рязанской области А.В. Мефодина

23.08.2019